Электро­велосипеды в РФ
Обзор ПДД и практические советы
В Петербурге и Московской области появились электровелосипеды Whoosh. Велопрокат работает так же, как и кикшеринг: цена, приложение, алгоритм начала и завершения поездки — те же. Электросамокаты и велосипеды различаются применяемыми к ним ПДД и сценариями использования. Так, по подсчетам наших аналитиков, чаще всего на самокатах преодолевают дистанцию в 3−5 км, а новые велосипеды востребованы для поездок на расстояние от 7 км.
В этой статье мы обращаемся к совершеннолетним велосипедистам, потому что Whoosh — сервис 18+. Мы не приводим правила для несовершеннолетних и их сопровождающих
Электро­велосипед в ПДД
С 1 марта 2023 года вступили в силу изменения в российских ПДД. В них появились электросамокаты, а определение велосипедов стало более точным. Теперь у самокатов свои правила, у велосипедов свои. Велоправила практически не изменили, разве что отредактировали несколько спорных формулировок. Для механических велосипедов и большинства электрических велосипедов по-прежнему действуют одни и те же ПДД.
→ Что такое электровелосипед
Логики используют «утиный тест», чтобы дать определение объекту: «Если нечто выглядит как утка, плавает как утка и крякает как утка, то это, вероятно, и есть утка». Так вот, электровелосипеду законы логики не писаны. Несмотря на то, что этот транспорт выглядит, едет и сигналит как велосипед, по ПДД он может считаться и велосипедом, и мопедом, и скутером. Так происходит из-за особенностей конструкции: если «номинальная максимальная мощность двигателя в режиме длительной нагрузки» выше 0,25 кВт и он не отключается на скорости 25 км/ч, то это мопед или скутер.
По ПДД вушбайки являются велосипедами: маломощный двигатель отключается на скорости 25 км/ч. То есть для поездки не нужны права, шлем и дополнительные световозвращатели. Ездить можно там же, где и на обычных велосипедах. При этом правила отличаются от ПДД для СИМ (средств индивидуальной мобильности, к которым теперь относят и электро­самокаты). Например, в отличие от СИМ, велосипедам крайне редко можно ездить по тротуару.
«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, при помощи педалей или рукояток и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
→ Где можно ездить
Отделена от дороги и тротуара бордюром или другим барьером. На ней у велосипедов и самокатов приоритет
Велодорожка
Двусторонняя дорога с разметкой для велосипедистов и пешеходов. Велосипедистам нельзя заезжать на сторону пешеходов и наоборот
Велопешеходная дорожка
Отделена от автодороги разметкой, то есть между велосипедистами и другими участниками движения нет физической преграды, только нарисованная полоса
Велополоса
Дорога с совмещенным движением авто, велосипедов и СИМ. Автомобилисты должны уступать участникам движения на самокатах и велосипедах и не имеют права ехать быстрее 20 км/ч
Велозона
Как и для СИМ, приоритетом для велосипедов является соответствующая инфраструктура. По ней можно ехать на велосипедах, самокатах и прочем микромобильном транспорте. А вот пешеходы, люди с колясками и в инвалидном кресле должны перемещаться по тротуару. Велосипедисты могут ехать по нему при отсутствии возможности пользоваться инфраструктурой, правым краем дороги или обочиной.
Инсайты
любая, кроме автомагистралей и дорог только для автомобилей; они обозначаются такими знаками
Если рядом нет велоинфраструктуры и дорога соответствует требованиям ПДД, можно ехать по обочине или по правому краю проезжей части
Ехать по тротуару можно, когда не выходит перемещаться по инфраструктуре, правому краю проезжей части или обочине. Если у пешеходов или автоинспекции возникнут вопросы, можно объяснить, почему нельзя проехать в других местах
Чтобы не было конфликтов на тротуаре, сбавляй скорость, спешивайся и уступай пешеходам — там у них приоритет
Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по тротуару или пешеходной дорожке — в следующих случаях:
  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
  • велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.
→ Что запрещено
  • Двигаться по переходу — нужно спешиться
  • Ехать «без рук» — хотя бы одна должна быть на руле
  • Ехать с пассажирами, если конструкция этого не предусматривает (нужен прицеп, велосипед-тандем и т. п.)
  • Перевозить детей до 7 лет без подходящего оборудования (люльки, прицепа и пр.)
  • Везти грузы, выступающие за пределы рамы на 50 см и более
  • Двигаться по автомагистралям и дорогам только для авто
  • Разворачиваться и поворачивать налево там, где несколько полос «прямо» или трамвайные пути
  • Перемещаться без световозвращателей за пределами населенных пунктов
  • Ехать без света в темное время суток, при плохой видимости и в тоннелях
Корзинка вушбайков рассчитана на 10 кг — в ней нельзя размещать большие грузы и пассажиров, включая детей и животных
Также для велосипедистов действуют общие правила для водителей транспортных средств: нельзя ездить пьяными, а перед стартом нужно проверять исправность фар и тормозов. Мы регулярно осматриваем велосипеды Whoosh, но до поездки нужно проверять любую технику, будь это беговел, спорткар или прокатный самокат. В случае неисправности (или если кажется, что она есть) надо завершить аренду и сообщить поддержке, что не так.
Инсайт
До 1 марта 2023 велосипедисты должны были включать фары днем, как и все водители. Сейчас это правило отменили, но в плохую погоду можно пользоваться передним и задним светом, чтобы быть заметнее в потоке машин
Практические советы
Помимо ПДД, есть и негласные правила поведения на дороге. Они про культуру и опыт, из которых складывается комфорт участников движения. Делимся «этическим кодексом» велосообщества: рассказываем, как быть в деликатных случаях и как взаимодействовать с автомобилистами, пешеходами и пользователями микромобильности.
Особые ситуации
На велоинфраструктуре
На тротуаре
Инсайты
На дороге
Если не хочется, чтобы колеса застревали в люках и ливневках, а велосипед «проседал» в углублении для решетки, их стоит объезжать. Наши шины, да и шины большинства велосипедов, достаточно толстые — не провалятся, но само движение вверх-вниз может вызвать дискомфорт.
Когда много людей, принято спешиваться, а не сбавлять темп — на низкой скорости велосипедом сложнее управлять.
Чтобы не наехать на собаку или ее поводок, велосипедисты советуют снизить темп или спешиться. Высокая скорость, напротив, провоцирует животное. Если собака недружелюбная, можно отгородиться от нее велосипедом.
На выезде из дворов и арок у водителей «слепая зона» — там может быть не видно велосипедистов. Чем ниже скорость на таких участках, тем больше возможностей для маневра.
Пока транспорт на остановке, есть риск столкнуться с пассажирами или попасть в слепую зону водителя.
Дверца машины может внезапно открыться, сбив пользователей велосипедов и самокатов. Безопасная дистанция от припаркованного авто полметра — метр.
Часто на повороте автомобилисты забывают посмотреть в правое зеркало и, даже если и вспоминают об этом, могут не увидеть велосипед из-за слепой зоны. Велосипедистов хорошо видно, только когда они стоят перед машиной.
На круговых перекрестках нужно смотреть в оба: слева могут появиться желающие выехать с развязки, а справа — заехать на нее.
Часто, поворачивая со второстепенной дороги, водители забывают пропустить велосипед.
Чтобы удостовериться, что тебя пропускают, можно притормозить, пересечься взглядом с водителем, дождаться пропускающего жеста или убедиться, что машина стоит.
Если некомфортно, в любой момент можно спешиться и покатить велосипед рядом.
Страшно поворачивать — доезжаешь до светофора, разворачиваешь велосипед и переходишь по зебре
Полезные жесты
Остановка
Поворот налево
Поворот направо
Чтобы предупредить об остановке или повороте, используй общепринятые жесты: подними руку или протяни ее в сторону. Равновесие не потеряешь — велосипедом легко управлять одной рукой, это разрешено ПДД.
Еще по теме
Разбор ПДД РФ для электросамокатов