Как устроены новые правила и почему они сделают города лучше
Подробный разбор новых ПДД РФ
С 1 марта электросамокаты обретают официальный статус. Это значит, что кикшеринг признается частью городской транспортной системы на государственном уровне. Теперь и пользователям сервисов аренды, и владельцам личных самокатов, и всем другим участникам движения будет понятно, как взаимодействовать друг с другом на дороге и троутаре. Поскольку оферта Whoosh даже строже новых ПДД, — возможно, мы ее смягчим — пользователям не придется перестраиваться, зазубривать новые правила или отказываться от любимого транспорта. Достаточно один раз прочитать наш гайд по поправкам.
общие правила для личных и прокатных самокатов;
не нужны права, шлем и защита;
несовершеннолетним можно, но с ограничениями, а наша оферта остается 18+
скорость для всех — как раньше у шерингов: до 25км/ч;
снижение скорости в жилых и велосипедных зонах, на дворовых территориях до 20 км/ч. У кикшерингов в медленных зонах, установленных городом, снижается автоматически;
четкие правила передвижения по велоинфраструктуре, тротуару и обочине;
ответственность водителей электросамокатов определена ПДД, за ее выполнением следит ГИБДД
Для клиентов Whoosh ничего не изменится: наши правила даже строже новых ПДД и пока мы остаемся сервисом 18+
Раньше электросамокаты могли необоснованно отнести к механическим транспортным средствам, просто потому что у них есть двигатель. Игнорируя, что изначально самокаты приводятся в движение мускульной силой, и только потом включается двигатель. По такой логике электросамокаты можно было притянуть практически к любой категории транспорта, даже к тракторам! Так что формально до принятия новых ПДД могли быть попытки рассматривать электросамокаты наравне с тракторами. Теперь же у СИМ появилось свое определение, исключающее такое вольное толкование:
«Средство индивидуальной мобильности» — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
Эта формулировка подчеркивает, что электросамокаты, гироскутеры и моноколеса предназначены для индивидуальных передвижений. Другой важный момент — то, что СИМ признали транспортными средствами. Кикшеринг теперь на законодательном уровне является частью городской транспортной системы. Власти признали, что основная функция электросамокатов — транспортная, а не развлекательная, и уж точно не сельскохозяйственная, как у трактора.
Интересно, что иногда ПДД рассматривают пользователей самокатов и как пешеходов. Таких случаев два: когда вы ведете электросамокат рядом или когда едете на обычном самокате (то есть без двигателя, как в детстве).
К пешеходам приравниваются лица, ведущие средство индивидуальной мобильности.
Получать права или регистрировать личный самокат не надо, страховка — по желанию. Другие автомобильные ПДД тоже не распространяются на пользователей СИМ: у вас не могут спросить документы на ТС и водительское удостоверение (права) так же, как не могут выписать штраф за отсутствие аптечки. А ещё пользователи электросамокатов несут ответственность за нарушениеПДД как велосипедисты, а не как автомобилисты. Водители самокатов будут отвечать за нарушения, но со строгостью, соразмерной их транспортному средству. Также СИМ нельзя ездить по некоторым автомобильным дорогам. Об этом расскажем в следующем разделе.
В чем разница с авто
Если есть велосипедная дорожка (для простоты будем называть так любой вид велоинфраструктуры), то нужно ехать по ней. А вот когда велоинфраструктуры нет, есть два варианта:
Где ездить взрослым и детям
СИМ до 35 кг: Whoosh, шеринги и личные Должен двигаться по тротуару. Если пешеходной зоны нет, то можно ехать по обочине, а если нет и её — по правому краю дороги. При движении по правому краю скорость потока на дороге — до 60 км/ч, а СИМ должен быть оснащен всеми атрибутами транспортного средства согласно ПДД (фара, звонок, тормоза), а также светоотражателями.
СИМ больше 35 кг: как правило личные Обязан ехать по обочине, а если её нет, то по правому краю дороги. При движении по правому краю скорость потока на дороге — до 60 км/ч, а СИМ должен быть оснащен всеми атрибутами транспортного средства согласно ПДД (фара, звонок, тормоза), а также светоотражателями.
Также есть исключения для несовершеннолетних:
дети до 7 лет могут ездить только по тротуарам и пешеходным дорожкам и только в сопровождении взрослых;
в возрасте от 7 до 14 лет можно ездить без сопровождения и по тротуару, и велодорожкам. Выбрать можно любой вариант, приоритета у велодорожки нет. А передвигаться по велозонам, где совмещенное движение с машинами, — нельзя.
На 14-летних распространяются те же правила, что и на совершеннолетних. При этом если взрослые сопровождают ребенка, они должны ехать по той же инфраструктуре, что и дети. Прокатные самокаты предназначены для взрослых и предполагают индивидуальные поездки: детям на них ездить нельзя ни в качестве водителей, ни в качестве пассажиров. На разных дорогах для СИМ действуют разные правила и запреты. Изучим их подробнее в следующем абзаце.
Что с обязательствами и запретами
*Исключения — велосипедная зона и дороги, где из правой полосы разрешен поворот налево
Кикшеринговые самокаты автоматически снижают скорость в медленных зонах, установленных городом. В жилых и велосипедных зонах, на дворовых территориях необходимо самостоятельно контролировать скорость движения и не превышать 20 км/ч. Шеринговые самокаты оборудованы фонариками. Ночью у Whoosh свет зажигается автоматически, а еще его можно включить самостоятельно. Наши электросамокаты, как и СИМ других сервисов аренды, не рассчитаны на поездки с пассажирами, провоз детей или буксировку. Проще говоря, один самокат = один человек. Некоторые личные самокаты предусматривают платформу для детей или сидячие места для взрослых, но если их нет и в инструкции к самокату или СИМ не сказано, что на нем можно ездить не в одиночку, то делать этого не стоит: подвергнете себя риску и нарушите ПДД.
Появляются таблички для СИМ и новый дорожный знак. Таблички дополняют знаки, поясняя на какую категорию транспорта распространяются последние. А еще объяснения старых знаков становятся шире. Так, знак пешеходной дорожки разрешает движение СИМ (о том, где можно передвигаться, подробно говорим в разделе «Где ездить взрослым и детям»), а дорога с полосой для велосипедистов подразумевает, что по ней могут ездить электросамокаты и другие средства индивидуальной мобильности.
Как меняются дорожные знаки
Новый знак «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено»
Старый знак «Движение пешеходов запрещено» теперь запрещает передвижение и на СИМ
А этот знак теперь разрешает движение пешеходам, велосипедистам и пользователям СИМ. Естественно, в тех случаях, когда последним разрешено ехать по зонам для пешеходов
Знак «Дорога с полосой для велосипедистов» дополнен: по ней передвигаются не только авто и велосипеды, но и СИМ и мопеды
Когда под знаком есть такая табличка, то он распространяется на СИМ. Например, 🅿️ + 🛴 = парковка для СИМ
А эта табличка значит, что знак не относится к СИМ. Так, знак «Стоп» и табличка «кроме СИМ» вместе означают, что движение на СИМ можно продолжать: ⛔️ + кроме 🛴 = можно ехать дальше
Нет, потому что до1марта 2023года водителя самоката могли вряде случаев оштрафовать какводителя механического транспортного средства (тоесть побольшинству статей главы12КоАП), атеперь только почетко прописанным правилам сминимальными суммами взыскания. Раньше парадокс состоял в том, что ПДД для электросамокатов не было, а нарушения были. При этом было неясно, как за них наказывать, потому что не существовало соответствующей законодательной базы. Из-за этого возникали казусы: кого-то штрафовали за отсутствие прав, других останавливали за вождение без шлема, третьих — за езду по обочине. Обычно эти «нарушения» удавалось оспорить, но отсутствие четких правил все равно оставалось проблемой. Так, выезжая на улицу, пользователи СИМ не знали, за что их могут остановить и справедливо ли это.
Теперь же все стало проще.
Ждать ли ужесточения штрафов
Может показаться, что ПДД не справедливы к пользователям СИМ, раз теперь для них есть штрафы. Но это не так. Любой участник дорожного движения может получить штраф. Когда дело касается несоблюдения правил иштрафов, пользователи СИМ внекоторых случаях приравниваются квелосипедистам. При этом кним применяются одни изсамых низких штрафов. Для водителей размер денежного взыскания может быть в буквальном смысле в сотни раз больше! Например, автомобилистов могут оштрафовать на 100 000 ₽ за нарушение правил перевозки пассажиров и грузов.
Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Раньше не было понятно, как действовать, если пользователи СИМ создают помехи для движения, и что можно считать нарушением, а что нельзя. А с 1 марта 2023 года это четко прописано в ПДД, так что выезжая на улицы на электросамокатах, вы будете знать свои права и понимать, как за них постоять.
NB! ГИБДД не будет дублировать штрафы кикшерингов и наоборот. То есть прокат не снимет с вас деньги за проезд на красный, а вот ГИБДД может за это оштрафовать. В то же время ГИБДД не может наказать за неправильную парковку, а сервис аренды вправе списать деньги за такое нарушение.
Кому и зачем нужны поправки
Кому и зачем нужны поправки
Новые правила призваны облегчить жизнь всем. Теперь участникам дорожного движения проще взаимодействовать друг с другом, кикшеринги и индустрия СИМ официально признаны частью транспортной системы, а за электросамокатами закрепляется статус незаменимого средства передвижения. В выигрыше все: пользователи, горожане, бизнес и государство, получившее новую развивающуюся отрасль и более свободные и безопасные дороги.
Мы давно продвигали правила взаимоуважения, например, в роликах Whoosh и Piterville о правилах самокатного этикета
Чтобы закрепить знания о безопасной и комфортной езде на самокате, пройдите тест нашей Школы вождения
Онлайн- и оффлайн-программу обучения прошли уже более 1 миллиона пользователей. Правила школы практически полностью повторяют новые ПДД и дополняют их полезными советами о том, как строить маршруты, преодолевать препятствия и корректно парковаться. Перед началом сезона-2023 пройти выпускной тест будет очень кстати, а за хороший балл можно получить скидку на аренду самоката Whoosh.