Как устроены новые правила и почему они сделают города лучше
Подробный разбор новых ПДД РФ
С 1 марта электросамокаты обретают официальный статус. Это значит, что кикшеринг признается частью городской транспортной системы на государственном уровне. Теперь и пользователям сервисов аренды, и владельцам личных самокатов, и всем другим участникам движения будет понятно, как взаимодействовать друг с другом на дороге и троутаре. Поскольку оферта Whoosh даже строже новых ПДД, — возможно, мы ее смягчим — пользователям не придется перестраиваться, зазубривать новые правила или отказываться от любимого транспорта. Достаточно один раз прочитать наш гайд по поправкам.
  • общие правила для личных и прокатных самокатов;
  • не нужны права, шлем и защита;
  • несовершеннолетним можно, но с ограничениями, а наша оферта остается 18+
  • скорость для всех — как раньше у шерингов: до 25 км / ч;
  • снижение скорости в жилых и велосипедных зонах, на дворовых территориях до 20 км/ч. У кикшерингов в медленных зонах, установленных городом, снижается автоматически;
  • четкие правила передвижения по велоинфраструктуре, тротуару и обочине;
  • ответственность водителей электросамокатов определена ПДД, за ее выполнением следит ГИБДД
Для клиентов Whoosh ничего не изменится: наши правила даже строже новых ПДД и пока мы остаемся сервисом 18+
Главные вопросы
Раньше электросамокаты могли необоснованно отнести к ­механическим транспортным средствам, просто потому что у них есть двигатель. Игнорируя, что изначально самокаты приводятся в движение мускульной силой, и только потом включается двигатель. По такой логике электросамокаты можно было ­притянуть­ практически к любой категории транспорта, даже к тракторам! Так что формально до принятия новых ПДД могли быть попытки рассматривать электросамокаты наравне с тракторами. Теперь же у СИМ появилось свое определение, исключающее такое вольное толкование:
Чем СИМ отличается от трактора
«Средство индивидуальной мобильности» — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
Эта формулировка подчеркивает, что электросамокаты, гироскутеры и моноколеса предназначены для индивидуальных передвижений. Другой важный момент — то, что СИМ признали транспортными средствами. Кикшеринг теперь на законодательном уровне является частью городской транспортной системы. Власти признали, что основная функция электросамокатов — транспортная, а не развлекательная, и уж точно не сельскохозяйственная, как у трактора.

Интересно, что иногда ПДД рассматривают пользователей самокатов и как пешеходов. Таких случаев два: когда вы ведете электросамокат рядом или когда едете на обычном самокате (то есть без двигателя, как в детстве).
К пешеходам приравниваются лица, ведущие средство индивидуальной мобильности.
Получать права или регистрировать личный самокат не надо, страховка — по желанию. Другие автомобильные ПДД тоже не распространяются на пользователей СИМ: у вас не могут спросить документы на ТС и водительское удостоверение (права) так же, как не могут выписать штраф за отсутствие аптечки. А ещё пользователи электросамокатов несут ответственность за нарушение ПДД как велосипедисты, а не как автомобилисты. Водители самокатов будут отвечать за нарушения, но со строгостью, соразмерной их транспортному средству. Также СИМ нельзя ездить по некоторым автомобильным дорогам. Об этом расскажем в следующем разделе.
В чем разница с авто
Если есть велосипедная дорожка (для простоты будем называть так любой вид велоинфраструктуры), то нужно ехать по ней. А вот когда велоинфраструктуры нет, есть два варианта:
Где ездить взрослым и детям
СИМ до 35 кг: Whoosh, шеринги и личные
Должен двигаться по тротуару. Если пешеходной зоны нет, то можно ехать по обочине, а если нет и её — по правому краю дороги. При движении по правому краю скорость потока на дороге — до 60 км/ч, а СИМ должен быть оснащен всеми атрибутами транспортного средства согласно ПДД (фара, звонок, тормоза), а также светоотражателями.
СИМ больше 35 кг: как правило личные
Обязан ехать по обочине, а если её нет, то по правому краю дороги. При движении по правому краю скорость потока на  дороге — до 60 км/ч, а СИМ должен быть оснащен всеми атрибутами транспортного средства согласно ПДД (фара, звонок, тормоза), а также светоотражателями.
Также есть исключения для несовершеннолетних:

  • дети до 7 лет могут ездить только по тротуарам и пешеходным дорожкам и только в сопровождении взрослых;
  • в возрасте от 7 до 14 лет можно ездить без сопровождения и по тротуару, и велодорожкам. Выбрать можно любой вариант, приоритета у велодорожки нет. А передвигаться по велозонам, где совмещенное движение с машинами, — нельзя.

На 14-летних распространяются те же правила, что и на совершеннолетних. При этом если взрослые сопровождают ребенка, они должны ехать по той же инфраструктуре, что и дети. Прокатные самокаты предназначены для взрослых и предполагают индивидуальные поездки: детям на них ездить нельзя ни в качестве водителей, ни в качестве пассажиров. На разных дорогах для СИМ действуют разные правила и запреты. Изучим их подробнее в следующем абзаце.
Что с обязательствами и запретами
*Исключения — велосипедная зона и дороги, где из правой полосы разрешен поворот налево
Кикшеринговые самокаты автоматически снижают скорость в медленных зонах, установленных городом. В жилых и велосипедных зонах, на дворовых территориях необходимо самостоятельно контролировать скорость движения и не превышать 20 км/ч. Шеринговые самокаты оборудованы фонариками. Ночью у Whoosh свет зажигается автоматически, а еще его можно включить самостоятельно. Наши электросамокаты, как и СИМ других сервисов аренды, не рассчитаны на поездки с пассажирами, провоз детей или буксировку. Проще говоря, один самокат = один человек. Некоторые личные самокаты предусматривают платформу для детей или сидячие места для взрослых, но если их нет и в инструкции к самокату или СИМ не сказано, что на нем можно ездить не в одиночку, то делать этого не стоит: подвергнете себя риску и нарушите ПДД.
Появляются таблички для СИМ и новый дорожный знак. Таблички дополняют знаки, поясняя на какую категорию транспорта распространяются последние. А еще объяснения старых знаков становятся шире. Так, знак пешеходной дорожки разрешает движение СИМ (о том, где можно передвигаться, подробно говорим в разделе «Где ездить взрослым и детям»), а дорога с полосой для велосипедистов подразумевает, что по ней могут ездить электросамокаты и другие средства индивидуальной мобильности.
Как меняются дорожные знаки
  • Новый знак «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено»
  • Старый знак «Движение пешеходов запрещено» теперь запрещает передвижение и на СИМ
  • А этот знак теперь разрешает движение пешеходам, велосипедистам и пользователям СИМ. Естественно, в тех случаях, когда последним разрешено ехать по зонам для пешеходов
  • Знак «Дорога с полосой для велосипедистов» дополнен: по ней передвигаются не только авто и велосипеды, но и СИМ и мопеды
  • Когда под знаком есть такая табличка, то он распространяется на СИМ. Например, 🅿️ + 🛴 = парковка для СИМ
  • А эта табличка значит, что знак не относится к СИМ. Так, знак «Стоп» и табличка «кроме СИМ» вместе означают, что движение на СИМ можно продолжать: ⛔️ + кроме 🛴 = можно ехать дальше
Нет, потому что до 1 марта 2023 года водителя самоката могли в ряде случаев оштрафовать как водителя механического транспортного средства (то есть по большинству статей главы 12 КоАП), а теперь только по четко прописанным правилам с минимальными суммами взыскания. Раньше парадокс состоял в том, что ПДД для электросамокатов не было, а нарушения были. При этом было неясно, как за них наказывать, потому что не существовало соответствующей законодательной базы. Из-за этого возникали казусы: кого-то штрафовали за отсутствие прав, других останавливали за вождение без шлема, третьих — за езду по обочине. Обычно эти «нарушения» удавалось оспорить, но отсутствие четких правил все равно оставалось проблемой. Так, выезжая на улицу, пользователи СИМ не знали, за что их могут остановить и справедливо ли это.

Теперь же все стало проще.
Ждать ли ужесточения штрафов
Может показаться, что ПДД не справедливы к пользователям СИМ, раз теперь для них есть штрафы. Но это не так. Любой участник дорожного движения может получить штраф. Когда дело касается несоблюдения правил и штрафов, пользователи СИМ в некоторых случаях приравниваются к велосипедистам. При этом к ним применяются одни из самых низких штрафов. Для водителей размер денежного взыскания может быть в буквальном смысле в сотни раз больше! Например, автомобилистов могут оштрафовать на 100 000 ₽ за нарушение правил перевозки пассажиров и грузов.
Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Раньше не было понятно, как действовать, если пользователи СИМ создают помехи для движения, и что можно считать нарушением, а что нельзя. А с 1 марта 2023 года это четко прописано в ПДД, так что выезжая на улицы на электросамокатах, вы будете знать свои права и понимать, как за них постоять.

NB! ГИБДД не будет дублировать штрафы кикшерингов и наоборот. То есть прокат не снимет с вас деньги за проезд на красный, а вот ГИБДД может за это оштрафовать. В то же время ГИБДД не может наказать за неправильную парковку, а сервис аренды вправе списать деньги за такое нарушение.
Кому и зачем нужны поправки
Кому и зачем нужны поправки
Новые правила призваны облегчить жизнь всем. Теперь участникам дорожного движения проще взаимодействовать друг с другом, кикшеринги и индустрия СИМ официально признаны частью транспортной системы, а за электросамокатами закрепляется статус незаменимого средства передвижения. В выигрыше все: пользователи, горожане, бизнес и государство, получившее новую развивающуюся отрасль и более свободные и безопасные дороги.
Один самокат — один человек
Две руки на руле
Паркуйте самокат, не создавая помех движению
Спешивайтесь на пешеходном переходе

Мы давно продвигали правила взаимоуважения, например, в роликах Whoosh и Piterville о правилах самокатного этикета

Чтобы закрепить знания о безопасной и комфортной езде на самокате, пройдите тест нашей Школы вождения
Онлайн- и оффлайн-программу обучения прошли уже более 1 миллиона пользователей. Правила школы практически полностью повторяют новые ПДД и дополняют их полезными советами о том, как строить маршруты, преодолевать препятствия и корректно парковаться. Перед началом сезона-2023 пройти выпускной тест будет очень кстати, а за хороший балл можно получить скидку на аренду самоката Whoosh.