На примере крупных городов России, Беларуси и Казахстана
Электросамокаты и транспортная доступность
Изучили, как шеринг электросамокатов влияет на транспортную доступность — время, которое мы тратим на поездки по делам, например на работу и учебу. Мы проанализировали такие параметры, как скорость, удобство, гибкость и возможность добраться до самоката пешком.
Около 5 суток в год экономят россияне, выбирая кикшеринг для транспортных поездок
Мы рассмотрели поездки Whoosh по транспортному сценарию: дом ⇆ остановка общественного транспорта. Проанализировали такие факторы, как длительность и длина подобных поездок. Среднее время в пути составляет 11 минут, в то время как человек проходит аналогичное расстояние за 26 минут, если идет со скоростью 5 км/ч. Выходит, в среднем пользователи экономят ≈15 минут на таких передвижениях. Если каждый рабочий день совершать две поездки, двигаясь по маршруту дом → остановка → дом, то экономия времени составит 125 часов, или около 5 суток.
В 2023 году на электросамокатах и велосипедах Whoosh совершили 104 млн поездок, это на 87% больше, чем за предыдущий год. Востребованность средств индивидуальной мобильности (СИМ) растет — их трафик уже сравним с «традиционными» видами транспорта. Например, по данным Правительства Москвы, в 2023 году дневное число поездок на кикшеринге превысило количество аренд каршеринга: 350 тыс. против 140 тыс. Ну а к 2030 «пассажиропоток» самокатных сервисов будет сопоставим с линией метро и достигнет 750 тыс. поездок в сутки.

Если популярность средств индивидуальной мобильности неоспорима, то что же касается их транспортной функции? Разберемся в этом исследовании. Мы изучили несколько сценариев использования кикшеринга и проиллюстрировали их цифрами и картами, актуальными для всех локаций присутствия Whoosh в России, Беларуси и Казахстане. Каждую гипотезу дополнили конкретным примером: схемой или графиком с информацией об отдельно взятом городе или районе. Если не указано иное, выводы и подсчеты основаны на данных компании обо всех локациях присутствия в РФ.
Транспортная доступность для горожанина — возможность добраться из пункта А в пункт Б за приемлемое для него время. Порог этого времени может быть абсолютно разным, но, как правило, люди предпочитают тратить на передвижение в день не больше 15% времени. В сутках 24 часа, вычитаем 8 на сон, и еще 15% — у нас получается два с копейками часа.

И в целом 1 час 20 минут — порожек, после которого ты уже не хочешь находиться в транспорте. Это касается в основном больших городов. Но психологический порог есть такой — 30 минут добираться на работу.

Илья Абросимов
Генеральный директор Исследовательского центра городских технологий и урбанистики Калининграда
Усиление общественного транспорта
По опросам Дептранса Москвы, чаще всего электросамокаты используют, чтобы добраться на работу или в вуз: ждать общественный транспорт не хочется, а самокат всегда готов к старту. Так, шеринг СИМ делает общественный транспорт (ОТ) доступнее: если раньше до него приходилось добираться, скажем, 20 минут, то теперь это время можно сократить до 7. Так улучшается доступность ОТ: больше людей и больше домов стали ближе к остановкам и станциям так называемого тяжелого транспорта, который перевозит много пассажиров, — автобусов, троллейбусов, метро и т.п.
активных пользователей Whoosh совмещают кишкеринг с общественным транспортом
Активные пользователи — те, кто совершает не менее одной поездки за сезон
8 из 10
Мы измерили, насколько увеличилась доступность общественного транспорта в России благодаря кикшерингу. Рассмотрели два фактора: сколько людей и сколько домов попадают в радиус 10-минутной доступности от остановки. Для этого мы построили изохроны, то есть получили расстояние, которое можно преодолеть за это время пешком (до 400 м). Затем мы действовали так:
1
Получили такие буферы как у остановок, станций и транспортных узлов, так и у наших парковок.
2
Сравнили их площади и посмотрели, насколько зона покрытия сервиса больше. Получили процент прироста доступности ОТ для домов.
3
После чего мы измерили, сколько людей пользуются объектами в каждом из буферов, и получили процент прироста доступности ОТ для жителей.
В РФ доступность общественного транспорта стала выше на 18%. Самый высокий показатель в Краснодаре — 52%
Это средний прирост числа жителей, для которых общественный транспорт находится в 10-минутной доступности. А средний прирост домов, находящихся в 10-минутной доступности от остановок, составил 15%; наибольший рост увидел Оренбург — 47%.
Этот феномен можно проиллюстрировать и с помощью карты отдельно взятого квартала. Поэтому для наглядности мы приводим визуализацию Преображенского района Красноярска. На ней изображены парковки и остановки с изохронами 200-метровой доступности. Мы видим, что последние охватывают улицы в целом, не достигая некоторых домов, а стоянки шеринга — конкретные здания.
— парковки Whoosh и изохроны их 200 м доступности
— остановки общественного транспорта и их изохроны
Кикшеринг увеличивает покрытие транспорта
Преображенский район Красноярска
Мы видим, что шеринг делает удобнее мультимодальные поездки, то есть с использованием нескольких видов транспорта. Но СИМ могут быть полезны и как транспортная альтернатива, то есть не «вместе» с другими средствами передвижения, а «вместо». Так, они разгружают дороги и снижают пассажиропоток в часы пик, благодаря чему в городе меньше пробок, а в общественном транспорте — «толкучки». Рассмотрим этот параметр в следующем разделе исследования.
Интересно, что, если мы в том числе говорим о развитии транспортной инфраструктуры, сейчас абсолютно точно можно говорить про некую ставку на мультимодальность и взаимосвязанность разного общественного транспорта, будь то “хардовый” — метро, МЦД, МЦК — или более адаптивный вид транспорта.

Мари Чичагова
Эксперт по вопросам городского и регионального развития, приглашенный преподаватель Высшей школы урбанистики ВШЭ
Кикшеринг — транспортная альтернатива
Чем больше у горожан вариантов, как добраться до той или иной точки, тем им комфортнее. Микромобильность как раз предоставляет альтернативу «традиционным» видам транспорта и при этом зачастую является более «устойчивым» вариантом. Например, когда на дорогах пробки или форс-мажор, велодорожки свободны — можно выиграть время в поездке. Люди действительно активно пользуются СИМ как альтернативным транспортом. Так, треки передвижений самокатов и велосипедов повторяют контуры маршрутов городского транспорта, главных улиц и ключевых дорог.
Пути самокатов дублируют транспортные магистрали
Пути самокатов дублируют транспортные магистрали
При этом по затратам времени кикшеринг — оптимальная альтернатива не только передвижениям пешком, но и поездке на другом транспорте. Во многих районах добраться до остановок, станций и транспортных хабов в течение 10 минут можно как на машине или общественном транспорте, так и на самокате или велосипеде. Мы проверили это на примере московского Марьина.

Построили изохроны от конкретной точки и увидели, что метро находится в 10-минутной доступности на автобусе, авто и самокате. При этом площадь буферов различается незначительно. Это связано с тем, что в городских условиях — с пробками, светофорами и остановками — средняя скорость машин и общественного транспорта значительно ниже показателя на спидометре.
Интересно, что также кикшеринг является наиболее предсказуемым видом транспорта: его скорость стабильна в любое время суток. Более того, в час пик самокаты могут даже «обогнать» авто. На это же время приходится пик использования самокатов, скорость которых всегда остается одинаковой. Значит, несмотря на загруженность дорог, микромобильность в любое время помогает вовремя добраться до нужного места.
Такая «устойчивость» особенно полезна на окраине и в новых районах, где пока еще мало транспортных альтернатив и общественные маршруты развиты не так активно, как в центре и в «старом городе». В отличие от авто, микромобильный транспорт не перегружает дорогу, а еще его не нужно ждать на остановке или в очереди. Это решает проблему транспортного коллапса в часы пик.

Чтобы укрепить транспортную систему с помощью новых станций метро или дорожных полос, нужны годы. А самокаты уже есть, и они могут ездить практически в любых условиях. Именно поэтому микромобильность особенно востребована в отдаленных районах. Например, в Авиастроительном в Казани.
По интернету периодически форсятся мемы про ЖК, откуда люди не могут уехать на работу, и рано утром они встают в громадные очереди на маршрутки. Один из способов обеспечить транспортную доступность — это как раз подтянуть туда инфраструктуру микромобильности. Люди и сами выбирают ее в качестве «транспорта первой и последней мили»: мы знаем, например, что в Петербурге, где есть проблема с доступностью в ряде районов, Whoosh зафиксировано большое число поездок на маршруте от метро «Улица Дыбенко» в район Кудрово, а также от метро «Девяткино» по району Мурино, жители которых активно используют кикшеринг для составных поездок с метро, например, по маршруту из дома на работу.


Алексей Смирнов
Директор по развитию STEP: транспортные решения
Индивидуальный общественный транспорт
Городские маршруты рассчитаны на массы людей: чтобы «обслужить» максимальное количество пассажиров, автобус может идти через весь район и «собирать» людей из каждого дома. Это и делает его общественным транспортом, но по этой же причине он не всегда удобен.

А вот шеринг сочетает в себе плюсы городского и личного транспорта. Можно составить персональный маршрут и приехать точно туда, куда вам нужно, и при этом не искать парковку, а просто оставить самокат на временной остановке. Так, в марте 2024 года в России, Беларуси и Казахстане 16,5% поездок Whoosh прошли с паузами (2,5%) или пересадками (14%). То есть во время аренды люди делали остановку. Например, чтобы зайти в магазин или пункт выдачи заказов.

На машине, такси или общественном транспорте подобные отклонения от маршрута заняли бы больше времени или подняли бы цену поездки. Тогда как СИМ не зависят от расписания и их легко припарковать, к тому же, сервисы микромобильности предусмотрели скидки для пауз и пересадок.
Другой важный аспект — близость парковок к местоположению пользователей. Каждая стоянка — это, по сути, мини-остановка. Представьте, что общественный транспорт приходит к соседнему подъезду, к любимому кафе, прямо к офису. Именно так это и работает, ведь, как мы отметили ранее, кикшеринг часто используют для мультимодальных поездок. Помимо этого площадь покрытия сервиса больше, чем у общественного транспорта, а число остановок — выше.
Парковки Whoosh находятся в 5-минутной доступности от 46 554 остановок, станций и других транспортных узлов в РФ
В некоторых городах число стоянок Whoosh кратно превышает число остановок общественного транспорта. Например, в Алматы этот показатель составляет 3,35 раз. Так, до парковки добраться очень просто — у людей появляется бóльшая гибкость при составлении маршрута. Чем плотнее сетка парковок, тем больше вероятность, что люди поедут по транспортному, а не по развлекательному сценарию, а еще тем проще припарковать СИМ корректно и аккуратно.
В среднем на 1 км² приходится 21 парковка Whoosh против 13 остановок транспорта
В городах присутствия Whoosh в России и СНГ
Мы называем этот критерий плотностью покрытия, рассчитываем его по числу парковок на км² или СИМ на 1000 человек. В некоторых городах он даже превышает 30 парковок на километр, например в Магнитогорске. Там этот показатель самый высокий по СНГ 35,8. Это приблизительно по точке каждые 30 метров.

Таким образом, города увеличивают транспортную доступность с минимальными вложениями. Ведь не надо строить остановки — достаточно нанести парковочную разметку, не надо делать дороги — можно организовать велодорожки. При этом, согласно «Велоруководству», каждые 1,5$ вложений в велопешеходную инфраструктуру приносят городу 20$.

Плотность покрытия
Топ-20 городов
Мы включили только крупные «самостоятельные» города. Например, в рейтинг могли бы войти некоторые города Подмосковья или Ленобласти, где люди активно ездят в город и к большим транспортным узлам, но мы не рассматривали их отдельно от всей области, так как это было бы не показательно. Также отметим, что данные о Перми мы обрабатывали до того, как в апреле 2024 г. ограничили стоянку самокатов в центре города
Мы включили только крупные «самостоятельные» города. Например, в рейтинг могли бы войти некоторые города Подмосковья или Ленобласти, где люди активно ездят в город и к большим транспортным узлам, но мы не рассматривали их отдельно от всей области, так как это было бы не показательно. Также отметим, что данные о Перми мы обрабатывали до того, как в апреле 2024 г. ограничили стоянку самокатов в центре города
Интеграция в транспорт и перемены к лучшему
Кикшеринг появился недавно, но уже решает транспортные задачи городов. Самокаты создают альтернативу личному и общественному транспорту, позволяют ездить на работу и учебу. Сервисы аренды гармонично вписались в транспортные системы городов, создавая дополнительные возможности для мультимодальных поездок и позволяя экономить время в пути, сокращая его приблизительно на 5 суток в год.

В целом, микромобильный транспорт имеет более гибкие маршруты, удобные для личных целей; сохраняет скорость в час пик и «связывает» новые районы, где транспортная доступность еще не отлажена. Это значит, что кикшеринг не только стал частью городского транспорта, но и обладает потенциалом менять городскую мобильность. Например, вписать в транспортные планы велодорожки и самокатные парковки, создать единую систему общественного транспорта, планировать городские маршруты с учетом мультимодальных поездок на СИМ.


Над исследованием работали:

  • Настя Корзунова — текст, редактура
  • Олег Киселев — аналитика, подсчеты, руководство
  • Андрей Дорожный — текст, подсчеты, визуализация
  • Илья Абросимов, Алексей Смирнов, Мари Чичагова — экспертные консультации
  • Анастасия Масалова, Павел Сивохин, Георгий Овнанян — подсчеты и выгрузка данных
  • Алена Мустафина, Алена Ващенко — верстка, иллюстрации, дизайн
  • Евгения Гурова — корректура