Urban Forum 2021: важное о кикшеринге и транспорте городов
10 июля 2021
Выбрали самые интересные тезисы и прикрепили ссылки на полные выступления спикеров о кикшеринге, транспорте и будущем городов.

С 1 по 4 июля в Москве прошёл международный конгресс Urban Forum 2021. Мировые эксперты в области развития городов обсуждали тренды, решения и новые подходы, которые делают современные мегаполисы удобнее и безопаснее. Мобильность и транспортная доступность – обязательные условия оздоровления городской среды. Поэтому на MUF традиционно много говорят о транспорте как таковом и шеринговых самокатах - как части транспортной инфраструктуры.

Заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов в своем выступлении рассказал о том, что шеринг автомобилей, велосипедов и электросамокатов за последние годы существенно расширил мобильность москвичей. Самый актуальный вопрос сейчас – определение норм и правил их использования в городе. Говоря о безопасности электросамокатов, Ликсутов подчеркнул, что из всех ДТП с участием этих транспортных средств только 8% происходят на арендованных электросамокатах, остальные же 92% – на частных.

Важный момент для того, чтобы кикшеринг продолжал развитие - расширение сети транспортных маршрутов, которые могли бы использоваться для электросамокатов. В течение ближайших пяти лет в Москве планируется расширить сеть веломаршрутов до 760 километров.

Максим Ликсутов, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы:
«За десять лет в 230 раз увеличилось количество пешеходных пространств в Москве, а проект «Зеленое кольцо» в ближайшие годы свяжет велодорожками основные парки и зеленые зоны города».

Основатель Whoosh Дмитрий Чуйко также отметил действия Москвы по расширению маршрутов для электросамокатов и еще раз напомнил статистику, подтверждающую: электросамокат – новый вид транспорта.

Дмитрий Чуйко, основатель Whoosh:
«Когда есть некое правильное регулирование относительно того, где должен находиться самокат, где пешеход и где автомобиль, и когда есть инфраструктура это очень эффективный транспорт, который закрывает потребность и первой, и последней мили. И который позволяет совершать поездки на короткие расстояния достаточно быстро и эффективно. И мы видим, по нашей статистике, что люди активно этим пользуются. В Москве 68 % поездок совершаются по транспортному сценарию. Во многом - благодаря тому, что политика города направлена на поддержку этого вида мобильности и на его развитие в дальнейшем. Поэтому мы очень благодарны Москве за то, что здесь делается, и мы надеемся, что такой опыт будет масштабирован на масштабы всей страны».
Все участники круглого стола сошлись во мнении, что есть необходимость дальнейшего развития транспорта, доступного всем, а также снижения использования частных автомобилей в городе и роста пользования шерингом.

Именно такая цель у сервиса MAAS (Mobility as a Service), над которым сейчас работает Москва, и который предоставляет доступ ко всем сервисам и службам в рамках одного приложения. Доступность единой цифровой системы, объединяющей весь городской транспорт, позволит горожанам быть мобильными без автомобилей.
Мохамед Мезгани, внештатный консультант и советник Международного союза общественного транспорта:
«Mobility as a Service сочетает в себе всю транспортную систему в базовом формате. И она предлагает самые удобные для пользователя способы. Наша цель - мобильность людей, эволюция транспортной системы. Необходимо обеспечить доступность транспортных услуг для всего общества. И мы должны максимально стараться уменьшить использование частных автомобилей и увеличивать использование шеринга, каршеринга, в том числе. Так что наша цель, цель этой программы, это дать человеку, дать жителю Москвы возможность быть мобильным, не имея автомобиля».
Магомед Колгаев, Руководитель проектов шеринга Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, привел статистику прокатных сервисов столицы в 2020 году.

Более 45 миллионов поездок было совершено на каршеринге, порядка 2 миллионов - на самокатах и около 5 миллионов - на велосипедах. Всего с момента запуска сервисов было совершено более 170 миллионов поездок. 90% из указанных поездок являются транспортными – это значит, что люди при решении своей транспортных задач, не прибегают к использованию личных автомобилей и других видов транспорта, пользуются шеринговыми сервисами, которые позволяют использовать одно транспортное средство несколько раз в день. Средний медиан – это 6-7 поездок на транспортное средство, и она характерна практически для всех видов шеринга.
Магомед Колгаев, руководитель проектов шеринга Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы:
«Сервисы проката самокатов развиваются активнее всего, они показывают самый значительный рост, на конец июня 2021 года пользователи совершили более 2.5 миллионов поездок, это больше чем за весь 2020 год. Мы видим большой потенциал в поездках на самокатах, потому что люди опять же отказываются от автомобилей при совершении подобных поездок. Сейчас в Москве 7 операторов, мы планируем, что к концу сезона их будет 8, а парк самокатов будет увеличен до 25 тысяч».
Много говорили о необходимости регулирования отрасли. Сейчас самокатом называется все - от детского самоката на трех колесах до моделей, которые разгоняются до 100 км/ч.
Дмитрий Чуйко, основатель Whoosh:
«Конечно, Москва лидер в плане выстраивания процесса регулирования. Политика города направлена на то, чтобы поддерживать и развивать этот вид транспорта. Москва вводит разумные правила того, как это должно работать - у нас есть зоны ограничения скорости, их 50. Москва посчитала сколько нужно самокатов на ближайшую перспективу и предъявила определенные требования к операторам по количеству и техническим характеристикам самокатов. Мы вкладываем наши деньги и привлекаем инвестиции, для нас безусловно важно выстраивать транспорентный диалог с городом, чтоб город понимал, что мы делаем и мы понимали, куда движется город. Так же важны, конечно, правила, которые работали бы на федеральном уровне для всех регионов».
Полные записи дискуссий:

Круглый стол: Успешные трансформации. Какой вектор транспортного развития выбирают города-лидеры Смотреть видео


Круглый стол: Sharing is Caring. Шеринг-экономика и перспективы развития сервисов аренды транспорта Смотреть видео

Moscow Urban Forum — крупнейший международный конгресс, посвященный вызовам развития глобальных мегаполисов. Форум проводится ежегодно с 2011 года. MUF объединяет представителей городских администраций России и мира, архитекторов, градостроителей, девелоперов, руководителей финансовых компаний, инвесторов, технологические стартапы, представителей медиа и горожан. Подробнее о программе мероприятия и спикерах читайте на сайте.